|
|
Школа будущего первоклассника |
Программа подготовки дошкольников к школе
"Родничок"
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. После изучения вопросов теории по обсуждаемой проблеме, выделены наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
- развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. формирование психологической готовности к школе.
Предлагаемая программа объединяет несколько задач по подготовке детей к школе. Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подобранный материал ориентирован на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.
Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфере личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
- снятие психологического стресса перед школой;
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие интеллекта, творческого воображения;
- формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. В программу включен цикл из 16 занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 25-30минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: в течение нескольких недель 5 раз в неделю дети посещают 1 вводное и 15 основных занятий. Каждое занятие состоит из 3 блоков с многофункциональными заданиями, посволяющими решать несколько задач.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия
- Разминка
- Рефлексия прошлого занятия
- Основное содержание
- Рефлексия прошедшего занятия
- Ритуал прощания
Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики. Занятия проводятся с 10 часов каждый день 3 блока по 20-25 минут с переменами по 10 минут и динамической паузой 25 минут. После завершения занятий родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, простой и цветных карандаши, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На начальном этапе в ходе встречи с педагогом ДОУ «Теремок»,откуда поступили дети, используется дополнительно к портрету каждого ребенка информация об итоговом психологическом обследовании детей на предмет готовности ребенка к школе. После половины занятий проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуется консультация для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения. Данная программа предполагает , что у детей улучшится внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкнут к школе, к учителю, узнают правила работы в группе. Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей пройдёт гораздо мягче и позволит снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника. Курс занятий используется первый год
Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.
Разделы программы:
1. Вводное занятие
Цель: установить атмосферу взаимного доверия между учителем и детьми, вызвать интерес к занятиям, настроить детей на познавательную активность.
Упражнения:
- Путешествие по школе со сказочной Феей.
- Знакомство с учителем.
- «Это я».
- Игры: «Мой портрет. Разрешите представиться».
Материалы: мяч, лист бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
2. Развитие познавательных процессов, двигательной активности и личностной сферы
Цели:
-
формирование общеинтеллектуальных умений (операционного анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков);
-
снятие характерных для адаптационного периода, тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций;
-
формирование учебных мотивов, адекватной самооценки;
-
развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, мелкой моторики руки, коммуникативных способностей.
Игры и упражнения (Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. - Волгоград, 1993):
-
«Живая страница», «Говори наоборот», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Единственное и множественное число», «Магазин», «Четвертый лишний», «Какой фигуры не стало» и др.
-
«Пиктограммы», «Разрезные открытки», «Закончи фразу», «Живая страница» и др. [Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.]
-
«Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Кто кем будет?» и др.
-
Упражнения на развитие мелкой моторики «Разминка», «Шалун», «Зайка», «Черепашка», «Солнце», «Дождик», «Кулак – ребро – ладонь» и др.
-
Графические диктанты
-
Комплекс общеразвивающих упражнений, физкультурных развлечений и подвижных игр [Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.]
-
Рисование на тему «Школа моей мечты», «Мое настроение»
-
Экскурсия по школе,.
-
Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Маугли», «Чебурашка идет в школу».
Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
3. Заключительное занятие
Цели:
- подведение итогов;
- укрепить в детях веру в свои силы и возможности;
- показать детям перспективы их дальнейшего развития и успехов;
Дети выполняют любимые упражнения, рисуют коллективный портрет «Волшебный мир».
Тематический план
№ занятия |
Цель занятия |
Занятие 1 |
Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения |
Занятие 2 |
Стимулирование внутригруппового общения, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, координации движения и графических навыков |
Занятие 3 |
Развитие межличностного общения в группе, внимания, умения классифицировать предметы по определенным признакам, механической зрительной памяти, мышления и пополнение словарного запаса |
Занятие 4 |
Развитие общения в группе, наблюдательности, слуховой памяти |
Занятие 5 |
Развитие образно-логического мышления и речи, слуховой памяти, зрительной памяти |
Занятие 6 |
Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения классифицировать, внутреннего планирования. |
Занятие 7 |
Развитие речи, мышления и памяти, пространственной ориентации и умения действовать по правилам, пространственного ориентирования, расширение словарного запаса детей |
Занятие 8 |
Развитие произвольного внимания, наблюдательности и внимательности, логического мышления, смысловой, зрительной и ассоциативной памяти |
Занятие 9 |
Развитие речи и мышления, зрительной памяти, сообразительности, речи и запаса знаний об окружающем мире |
Занятие 10 |
Развитие зрительного восприятия, внимания, речи и вербального мышления, зрительно-слуховой и ассоциативной памяти |
Занятие 11 |
Развитие мышления, речи и воображения, зрительно-ассоциативной памяти, коммуникативных способностей |
Занятие 12 |
Развитие воображения, приемов последовательного запоминания слов, самоконтроля, внимания |
Занятие 13 |
Развитие внимания, мышления и воображения, скорости мышления |
Занятие 14 |
Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, речи, воображения |
Занятие 15 |
Развитие внимания, пространственного воображения, мышления, памяти, способности к сосредоточению |
Занятие 16 |
Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, произвольного внимания, самоорганизации. |
К концу курса:
Требования |
Организационные умения |
Информационные умения |
Познавательная сфера |
Коммуникативные умения |
Эмоционально-волевая сфера |
Подготовка к школе |
Осознавать задачу и пытаться решить ее в группе с помощью взрослого |
Выделять новую информацию (это я не знал раньше) и соотносить ее с имеющейся |
Действовать по образцу. Проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым |
Умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми |
Умение сдерживать себя; развивать самоконтроль и саморегуляцию |
Методическое обеспечение программы
Приведенные ниже задания, составляющие основу программы «Родничок» для дошкольников, классифицированы по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например, упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Оказывает благотворительное влияние на развитие не только познавательная, но личностно-мотивационная сферы учащихся. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Литература:
Список литературы, необходимой учителю и учащимся для её освоения:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
- Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.
- Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
- Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
Список литературы, использованной при составлении программы:
- Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Консультирование |
1 |
Совершенствование восприятия и наглядно-действенного мышления. Формирование алгоритма анализа. Понятие признака. |
2* |
0,5* |
2 |
Формирование алгоритма сравнения на основе зрительного восприятия объекта. Понятие существенного признака |
2 |
0,5 |
3 |
Совершенствование и развитие наглядно-образного мышления. Совершенствование фонематического слуха. Анализ на основе слухового восприятия объектов. |
2 |
0,5 |
4 |
Совершенствование операции анализа на уровне представлений. Обучение элементам моделирования. |
2 |
0,5 |
5 |
Совершенствование операции анализа на уровне представлений. Обучение элементам моделирования. |
2 |
0,5 |
6 |
Обучение сравнению на уровне представлений. Выделение существенного признака. Обучение элементам моделирования. |
2 |
0,5 |
7 |
Диагностика навыков принятия и удержания учебной задачи, элементов саморегуляции. Обучение элементам моделирования. |
2 |
0,5 |
8 |
Актуализация пространственных и порядковых отношений. Диагностика особенностей запоминания. Обучение составлению моделей звуковых явлений. |
2 |
0,5 |
9 |
Обучение приемам работы с моделями различного вида. Диагностика навыков последовательного выполнения словесных инструкций взрослого. |
2 |
0,5 |
10 |
Совершенствование навыков работы с моделями. Обучение установлению причинно-следственных связей. |
2 |
0,5 |
11 |
Обучение установлению причинно-следственных связей. Диагностика речевого развития. Обучение составлению рассказов по серии картинок. |
2 |
0,5 |
12 |
Развитие элементов словесно-логического мышления. Понятие закономерности. Обучение приемам нахождения и продолжения закономерностей с одним изменяющимся признаком. |
2 |
0,5 |
13 |
Обучение приемам составления простейших закономерностей. Обучение приемам объединения предметов и явлений в группы по существенному признаку (элементы обобщения). |
2 |
0,5 |
14 |
Обучение продолжению закономерных рядов с двумя меняющимися признаками. Развитие элементов обобщения. |
2 |
0,5 |
15 |
Обучение продолжению и составлению закономерных рядов различного вида с двумя изменяющимися признаками. Развитие элементов обобщения. |
2 |
0,5 |
Примечание - 2,5 астрон. часа = 3 акад.часам
Готовность первоклассника к школе с точки зрения учителя
__________________________________________________________________________
фамилия, имя будущего первоклассника
№ п/п |
|
Уровень оценки |
|
Норма |
Обратить внимание |
Примечание |
1. |
Развитие математических способностей:
количество представления и понятия
счет прямой от 1 до 10
счет обратный от 5 до 1 |
|
|
|
2. |
Логическое мышление:
развитие смекалки в решении задач
нахождение неординарных способов решения заданий |
|
|
|
3. |
Речевая готовность:
дефекты речи
умение рассказывать
умение читать
чтение наизусть |
|
|
|
4. |
Внимание:
умение слушать
умение реагировать на сказанное |
|
|
|
5. |
Выносливость и быстрота мышц, умение копировать задание |
|
|
|
6. |
Зрительная память |
|
|
|
7. |
Усидчивость |
|
|
|
8. |
Готовность ребенка работать в коллективе:
поведение на занятиях
поведение на переменах
реакция на учителя
общение со сверстниками |
|
|
| |
|
| | |